Горькие уроки Екатеринбуржской драмы Многие уже наслышаны о событиях в Екатеринбурге, да только все песни ещё не пропели, и бури не все отгремели, как говорится. Проблема больше, значительно масштабнее, чем теперешние неурядицы в том далёком краю, а потому давно пора нам высказаться на эту тему. Были громкие конфликты в столице и в Санкт-Петербурге, в некоторых других городах. Действительно великие гражданские противостояния, где иной раз возмущённые граждане вполне уверенно брали верх. Возможно, кто-то ещё не знает, в чём дело, о чём идёт речь. Скажем просто: храм в парке. Да, у многих, прежде слышавших об этих стройках, акциях по их срыву, уже возникли ярчайшие ассоциации. Но тут всё же требуется более детальное рассмотрение. Как безбожники, мы не можем никому вполне верить на слово, нам нужно проверить, что именно происходит на деле. И материала для этого премного. Для примера можно взять наш Санкт-Петербург. У нас, в городе на Неве, за эти двадцать с лишним лет существования РФ, как суверенного государства, построено свыше 10 новых православных храмов, некоторые на месте утраченных в революционные и военные годы. Какие-то храмы восстановлены из зданий, переоборудованных в советское время по хозяйственные и иные нужды, но сейчас речь идёт о конкретном типе строительства — новый храм в парке или сквере. Примеры таких построек известны, давайте их рассмотрим. Вот Церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца построенная в 2003. Вокруг храма обилие зелёных насаждений, чистое пространство, ровные пешеходные дорожки, на его территории располагается культурный центр с православным уклоном. Теперь посмотрите на Храм Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина, построенный в парке Малиновка в 2008 году. Вокруг храма тогда было высажено множество саженцев, которые сейчас уже всё больше напоминают деревья. Дальше рассмотрим Храм Сретения Господня на Гражданском проспекте, строительство которого началось весной 2000 года. Здесь есть пространство для досуга и отдыха, прежде пустой берег Муринского ручья был очищен и засажен новыми деревьями. Давайте проанализируем роль этих строений в организации городского пространства. Первое, что бросается в глаза — это площадь которую занимает здание, следовательно, из-за его постройки заведомо уменьшается площадь парка или сквера. С этим доводом против храма в парке спорить сложно, так как это объективные величины. Теперь посмотрим на массивы зелёных насаждений, стало ли их меньше? Тут всё совсем наоборот: легко заметить, что территория вокруг храма озеленяется куда активнее, чем до его возведения. Более того — всегда есть те, кто об этом может позаботиться, это прихожане храма, как это ни странно, напрямую заинтересованные в благополучии места, где находится храм. То же самое касается и состояния пешеходных дорог этих парков и скверов, и уборки отходов, которые ранее были в избытке распространены по их территории. То есть мы видим на живых примерах, что наличие храма в парках и скверах естественным образом улучшает их благоустройство. Это объективные проявления полезного эффекта наличия храма, с ними тоже сложно спорить(, хотя, мы знаем умельцев). Теперь, что по субъективным плюсам и минусам? Вообще, есть мнение, что храмы портят вид парковой зоны. Об эстетической ценности новых храмов спорить можно долго, но уродливыми эти здания явно не назовёшь, строятся они по старым образцам, конкретно по СНиП 31–103–99, «Свод правил по проектированию и строительству. Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (введен 27 декабря 1999 г.), а потому, по крайней мере, делают городскую застройку разнообразнее, особенно наряду с массовой жилой застройкой(; у нас нет никаких предубеждений по отношению к многоэтажному жилью, просто оно и правда, зачастую, чересчур однообразно). Это хоть субъективный, но всё же плюс, как ни крути. По другим наблюдениям, парки и скверы, где расположены церкви странным образом реже посещаются алкоголиками и наркоманами в состоянии интоксикации, это очевидно любому, кто регулярно бывает в этих зелёных зонах. Не очень понятно, связано ли это с храмом, но видимо некая корреляция всё же есть. В принципе, мы уже видим, что явных преимуществ больше, чем явных минусов, но есть ещё один момент, который легко упустить, хотя он принципиально важен для солидарности светского сообщества. Он заключается в том, что общины, которые используют данные храмы для богослужений, часто предоставляют их помещения под строго социальные, зачастую напрямую светские цели, такие как проведение благотворительных концертов и других подобных мероприятий. Что мы имеем в итоге? В итоге приходится признать, что храм — гарантия улучшения благоустройства парковой зоны, по крайней мере, до тех пор, пока он не занимает парк или сквер целиком. И это становится понятно только по вещественным критериям, как видите, дорогие читатели. Стоит прекратить вести беседы в поле взаимных обид и рассуждений о духовности, и тогда дело принимает простой и доступный любому человеку вид. Что касается конкретно Екатеринбурга, его случай в этом плане совершенно показателен. В 1970-1980 годах на месте нынешнего парка близ драматического театра всё было выделено под жилые здания, но то жильё снесли, как аварийное, а затем в дальней части этой территории было начато новое строительство, которое так и не было закончено. Радует то, что здесь решается сразу три проблемы — обустройство сохраняемой парковой зоны, постройка храма, как зоны социальной и культурной активности, и обеспечение жильём жителей города. Не надо отрицать того, что заинтересованные лица от этого получат большую прибыль — конечно это так. И как видно, этим людям небезразлично сохранять за собой хорошую репутацию. Жаль, что теперь на них все ополчились, даже некоторые верующие. Решение по поводу строительства неоднократно откладывалось, само строительство широко обсуждалось с горожанами и в прессе, место строительства дважды переносили в связи с пожеланиями граждан, проект был в общем доступе с середины сентября всё это время, все необходимые разрешения и согласования были получены. И ничего не предвещало беды, когда популярные издания освещали обсуждение плана строительства, никто кроме отдельных местных господ и дам не выражал недовольства. Но стоило только начаться строительству, как вдруг поднялась волна недовольства, начались протесты, откровенный вандализм, угрозы расправы над верующими, которые нуждаются в храме (а это их конституционное право), обещания сжечь храм, когда он будет построен, членовредительство. И сразу несколько моментов. Во-первых, как так получилось, что в один миг поднялась стихийная волна протестов? Те, кто знаком с политическими технологиями, хотя бы поверхностно, знают, что люди сами по себе никогда не собираются. И мы сейчас не говорим о том, что протестующие кем-то куплены — отнюдь. Речь о том, что это хорошо организованная акция, при этом подготовленная в короткий срок. Это проявляется хотя бы в том, что протестующие с трудом могут пояснить, чего именно они не хотят и почему. У акции есть явные и скрытые организаторы, все они обычные гражданские лица, имена их известны, как известны и имена таких организаторов в других городах, в частности в Москве и в Санкт-Петербурге. Многие из них искренне убеждены в своей правоте, считают, что заняты правильным и нужным делом. Но у нас к ним простой вопрос: что им мешало представить проект альтернативного благоустройства парковой зоны, когда это было возможно? Если Вы, граждане организаторы, действительно так беспокоитесь об облике родного города, о благоустройстве зелёных зон, почему Вы не озаботились этим вопросом раньше? Разве не было у Вас на это более десяти лет? Почему теперь, когда появились люди, готовые заниматься благоустройством этих зон, готовые обсуждать это с гражданами, пусть и не без пользы для своей организации, нужно саботировать их деятельность? Тот же вопрос у нас и к тем, кто к ним примкнул. Вряд ли у кого-то из них будет вменяемый ответ на это простое рассуждение. Во-вторых, какой характер носят эти протесты, они законны, они ведутся без применения насилия? Насколько мы знаем — никакого согласования данных акций явно нет. Зато умышленное посягательство на закон и порядок, хулиганство и деструктивное поведение разного калибра наблюдается в избытке. Истерики, вандализм, использование перцового газа и подстрекательство малолетних — всё это имело место. Это важный момент в легитимации данного проявления "народной воли" в обществе, точнее, в её отсутствии. Но если бы всё было так просто, не было бы ни этого протеста, ни других похожих нелепиц в человеческой истории. Жизнь, как и всегда, надиктовывает не только контекст, но и подтекст. Вот как раз, в-третьих, мы и видим, что основная суть этого события, это не забота о парке, не выражение обеспокоенности социальными неурядицами, и даже не дерзкое отрицание конституционных принципов — это деятельность направленная против государства. Да, уважаемые читатели, как ни печально, но все эти неравнодушные граждане, многие из которых движимы своими убеждениями, яростно протестующие против строительства храма в Екатеринбурге, Москве и других городах - это народные массы спровоцированные людьми, искренне ненавидящими Россию, её историю, её государственность, а временами и её извечно "не тот" народ. Многие скажут на это, что и сами, мягко говоря, не жалуют власти, что им не нравится данная храмовая застройка, но Россию любят и хотят для неё лучшего. И таким людям мы можем только пожелать стать действительной оппозицией, которая способна создавать альтернативные решения проблем, а не порождать новые общественные конфликты и как их итог, новые проблемы. А для этого нужно - уметь организоваться по интересам, знать, что конкретно Вам не нравится, что наоборот - нравится, почему, и главное - как это можно, законным образом, исправить своими силами, не надеясь, что ненавистные Вами власти сделают это за вас, учитывая, по возможности, интересы и права граждан с другими убеждениями. Мы же, отстаивая необходимость сотрудничества, продолжаем надеяться на возможность достижения взаимопонимания между обыкновенными гражданами и сотрудниками государственных структур, между верующими и неверующими, но нас необходимость активно действовать своими силами касается не меньше. Граждане Российской Федерации, мы предлагаем Вам прямо теперь переменить то, что происходит. Мы обращаемся ко всем протестующим, ко всем организаторам протеста и просим их прекратить бессмысленное нарушение общественного порядка, с полным осознанием того, как негативно они могут отнестись к нашему призыву. Сейчас же мы призываем всех, кто понял, что проблемы наших городов надо решать нам самим, а не ждать, пока это сделает кто-то другой, показательно привести в порядок какую-нибудь территорию или иной объект в Санкт-Петербурге, дабы доказать, что делами можно достичь большего, чем бессильной злобой и запоздалыми возмущениями. Для этого нам понадобятся помощь активных и неравнодушных людей, время, труд и человеческое отношение друг к другу и нашему родному городу. Чтобы атеистическое сообщество стало наконец сплочённым на основе настоящих дел, нам нет нужды в конфронтации с верующими людьми, многие из которых это наши знакомые, друзья, родственники в конце-концов. Когда все увидят, на что мы способны, когда заняты чем-то стоящим, полезным для общества, а в итоге, для самих себя, к нам станут относиться с большим уважением. Потому мы уважаем тех, кто уже что-то делает, и желаем им успехов в их начинаниях. Мы начнём гражданскую реставрацию здесь, в Северной Столице, а затем и в других городах люди поймут, что это нормальное решение множества проблем. Такая проблема, как разобщённость светского общества, назрела давно и требует скорейшего решения в прикладной сфере, поэтому не стесняйтесь высказываться и задаваться вопросами, но главное — мы ждём тех, кто готов что-то делать на благо общества вместе с нами. Если чему и учит наш Санкт-Петербург своим видом, так это сочетаемости, уживчивости старого и нового. Сограждане, единомышленники — настала пора наконец объединиться и строить новое, не разрушая при этом прежнее, в меру наших сил! Ссылки на источники: 1. Некоторые ценные данные о строительстве (смотрите приложения к статье по ссылке): https://thebell.io/bogoudnoe-cpa-ryadom-s-hramom-v-ekaterinburge-ego-sponsory-zastroyat-tselyj-kvartal/ 2. Наша совместная статья с сообществом Теист: https://vk.com/wall-77493969_102448 3. Небольшая подборка бесчинств с несогласованных протестов: https://vk.com/wall-77493969_102556 4: Журнал событий во время протеста: https://vk.com/wall-32182751_4899257 Дескрипторы значений: #атеистический_фронт #язасквер #язахрам #храмубыть #скверубыть #РПЦ #протест #Екатеринбург #Свердловскаяобласть #Россия